ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И НАУКА |
|
|
Абдуллаев Рустамжон, доктор экономических наук, академик
Перед Россией во всей своей масштабности и сложности встает задача осуществления модернизации экономики. Как это сделать? На чем должна базироваться программа модернизации? Каковы должны быть сроки стратегического планирования? Насколько все это реально?
1. Специфика проекта модернизации России. Еще пять лет тому назад, то есть в ноябре 2004 года, прочитав в журнале «Известия науки» статью А.Нарышкиной «Почему мы такие бедные» [1], в комментариях к ней я отвечал на поставленный вопрос: «Россияне бедны не потому, что русский народ бездарен, а потому, что бездарны чиновники…. Иначе реформаторы РФ давно бы изучили и поняли, что с экономической наукой Запада в кризисе и при отсутствии экономической теории нельзя добиться успеха. И знали бы, что экономика развитых западных стран практически всегда страдала от перепроизводства товаров (работ, услуг), в то время как социалистическая – от их дефицита. В силу такого положения и рекомендации экономической науки Запада в основном были направлены на преодоление кризиса перепроизводства, а социалистической – недопроизводства или дефицита. Именно поэтому применение рекомендаций западных экономистов для реформирования социалистической – дефицитной – экономики без критического их переосмысления привело к отрицательным результатам: жизнь большинства населения вместо того, чтобы улучшиться, значительно ухудшилась – они стали бедными». «Так, что же надо делать, чтобы преодолеть бедность и отставание от Запада? В первую очередь надо разработать экономическую теорию, может быть, обогащения народа, а потом, на ее основе соответствующий Проект, например, Проект модернизации экономики РФ, и осуществить его ускоренными темпами. Когда средний уровень жизни населения по доходам реально отстает от уровня жизни населения Запада в десятки раз (или в тысячи процентов), планировать всего лишь удвоение ВВП к 2008 году – это, по крайней мере, несерьезно. Поэтому есть над чем серьезно поразмыслить ученым и специалистам РФ. А мы, друзья россиян, не будем стоять в стороне…». Так вот теперь модернизация экономики России становится краеугольным камнем ее социально-экономического развития на ближайшую перспективу, о чем свидетельствует «Послание Федеральному Собранию Российской Федерации» Президента РФ А.Д.Медведева от 12 ноября 2009 года (далее – Послание). Однако это Послание, хотя и опирается на определенный анализ ситуации в экономике страны и российском обществе, состоит только лишь из тезисов Президента РФ А.Д.Медведева, в которых он указывает на основные направления развития страны на ближайшую перспективу по пути модернизации экономики своей страны. Поэтому теперь, как я полагаю, настала пора на основе этих тезисов без промедления разработать и ускоренными темпами осуществить инновационный проект – Проект модернизации экономики Российской Федерации. О чем идет речь и на что опирается идея о разработке Проекта модернизации экономики такой огромной страны, как Российская Федерация? О разработке и осуществлении подобных проектов специалисты РФ и могут иметь какие-то представления, поскольку у них есть некий опыт разработки и осуществления Национальных проектов. Но тот Проект, который предстоит разработать и осуществить, не имеет аналогов не только в истории современной России, но и других стран. И этот Проект не должен разрабатываться в стиле пятилетних планов времен социализма или в стиле Стратегии развития России и Казахстана до 2020 и 2030 годов соответственно, поскольку в них не были и не могли быть учтены или предусмотрены возможность наступления и пути преодоления такого финансово-экономического кризиса, что мы имеем сейчас. Не были в них учтены и другие кризисы экономического и политического характера. Такое положение дел имело место лишь потому, что эти стратегические планы опирались на такие экономические теории и концепции, которые хоть и возникли в индустриально развитых странах, но являются во многом несостоятельными. В отличие от других я считаю, что экономическая наука является не только общественной, но и точной наукой [2]. В жилах экономического организма текут деньги, которые любят не просто счет, а абсолютно точный счет, который в бухгалтерском учете, сводясь к балансу активов и пассивов, не терпит никаких неточностей и математических ошибок. Поэтому теперь, отвечая на поставленный вначале вопрос, хочу подчеркнуть: в идее о разработке Проекта модернизации экономики РФ речь идет не только о развитии национальной экономики, но и о том, что и этот проект должен опираться на точный расчет. Как, например, при строительстве, реконструкции и модернизации крупного объекта наподобие, скажем, строящихся новых заводов, магистральных и железных дорог, нефти и газопроводов. Или, например, олимпийских объектов в Сочи. Но в отличие от них этот крупномасштабный инновационный Проект должен опираться на точный расчет как в масштабах всей страны, так и по субъектам федерации и по более мелким территориальным, производственным и другим образованиям, а также сферам услуг. Таким образом, если сказать просто, то, на мой взгляд, Проект модернизации экономики РФ должен быть совокупностью подготавливаемых и прошедших экспертизу локальных, но самых передовых и тщательно разработанных инновационных проектов. Иными словами, он должен состоять из взаимоувязанных между собой проектно-сметных документов, технико-экономических обоснований и расчетов, бизнес-планов и проектов нового строительства, капитального ремонта, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения соответствующих объектов сферы крупного, среднего и мелкого, но пока еще конкурентоспособного бизнеса. Причем таких объектов, по которым все вопросы финансирования и инвестирования решены как за счет собственных средств самого бизнеса, так и за счет их привлечения со стороны. То есть за счет привлечения отечественных и иностранных банковских кредитов, капитала, инвестиций, лизинга, государственных и других бюджетных и внебюджетных средств соответствующих уровней. Этот Проект должен также включать в себя проекты бюджетов федерального и других уровней государственной власти по этапам его реализации. 2. Фундаментальные вопросы. Проект модернизации экономики РФ должен отвечать, помимо тех положений из тезисов Послания, которые были озвучены самим Президентом РФ Д.А.Медведевым и опубликованы в СМИ, на следующие вопросы: 1) на какой срок рассчитан и в какую сумму обойдется осуществление этого Проекта; 2) в какой срок и что конкретно будет вновь построено, реконструировано, модернизировано и т.д., как в масштабе всей страны, так и по субъектам федерации, а в особенности по национальным республикам и крупным городам России; 3) к чему все это приведет. То есть какими были на начало модернизации конкретные показатели уровня и качества жизни населения и параметры экономики России и какими они должны стать или будут к моменту завершения этого процесса по его соответствующим этапам в натуральном и денежном выражении или исчислении. А почему надо отвечать на эти вопросы? Министр экономического развития РФ Э.Набиуллина в конце 2007 года заявляла, что, если Россия сумеет сохранить темпы роста ВВП в пределах 6-7% в год, то к 2020 году она может войти в «пятерку» ведущих стран мира [3]. Но если речь идет о сравнениях и необходимости догнать экономику какой либо страны, то для России такой страной могут быть только лишь США. Так, в 2008 году объем валового внутреннего продукта (ВВП) Соединенных Штатов Америки (по ППС) составил 14,6 трлн. долл., что позволило этой стране занять по этому макроэкономическому показателю 1 место в мире. Объем аналогичного показателя России в 2008 году, составив 2.2 трлн. долл., позволил ей по этому показателю занять 7-е место в мире. Однако в рейтинге стран по уровню жизни, который определяется подразделениями ООН, США занимают 8 место в мире и относятся к числу стран с высоким уровнем жизни, тогда как Россия, занимая только лишь 65 место, относится к числу стран со средним уровнем жизни населения [4-6]. Сравнивая эти данные, нетрудно получить, что объем ВВП США за 2008 год приблизительно в 6,55 раз или на 655% больше, чем ВВП России того же года. А ВВП на душу населения США за 2008 год больше такого же показателя России в 4 раза или на 400%. А теперь, если усреднить темпы роста, предложенные министром РФ Э.Набиуллиной в пределах 6,55% в год, то расчеты могут показать следующее. Россия размер объема ВВП США 2008 года сможет достичь только лишь через 100 лет (655:6,55=100), а уровень ВВП на душу населения того же года может достичь через 60 лет (400:6,55=60). А где будут и чего достигнут за это время сами США, и кто их сможет догнать – это вопрос для размышления читателям. Вот по какой причине, наверное, в Послании Д.А.Медведева и присутствует глубокая озабоченность состоянием дел в экономике страны и перспективами ее развития. Но я как экономист более чем уверен, что если с умом разработать и ускоренными темпами осуществить Проект модернизации экономики РФ, то это даст свой ощутимый эффект. И в конечном итоге, при столь обширной территории, огромных людских, природных, энергетических и других ресурсах, научном, научно-техническом и производственном потенциале, экономика России должна стать не только одной из мощнейших в мире. Но в отличие от других подобных держав Россия должна и может стать полностью самодостаточной. Но разве это возможно? Полагаю, что да. Но только в том случае, если будет разработан и ускоренными темпами осуществлен по-настоящему обоснованный инновационный Проект модернизации экономики России, учитывающий, кроме всего прочего, и цикличность экономической динамики применительно к российским реалиям. При этом, когда речь идет о цикличности экономической динамики, под ним следует понимать просто процессы роста и спада производства, связанные со сменой устаревших поколений основных средств. А это напрямую надо связать с планами модернизации экономики – не только технически, но и законодательно: через соответствующие ставки налогов, банковских и других кредитов, а также нормы амортизационных отчислений. Причем в соответствующих расчетах Проекта особо следует учитывать периоды экономических циклов. Панируя этапы модернизации таким образом, чтобы волны или колебания этого процесса, накладываясь на циклические, не приводили к резонансам, принимающим форму экономических кризисов перепроизводства или спада (рецессии). Наоборот, чтобы они приводили к гармонизации волн процессов социально-экономического развития с циклическими колебаниями, связанными с развитием мировой экономики. 3. Роль науки в модернизации экономики. Но здесь может возникнуть вопрос: а как быть с разработкой экономической теории, на которую должен опираться предлагаемый Проект модернизации экономики РФ? Отвечая на этот вопрос, я еще раз вынужден отметить, что такая работа ведется. И она будет представлена на суд научного сообщества чуть позже. Поэтому здесь в качестве некоего постулата можно высказать следующее суждение. Экономическая наука от остальных отраслей познания (особенно от естественных наук) отличается тем, что ее целью является не только описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, но и решение прикладных и очень важных для жизнедеятельности людей задач. Иными словами, она должна обеспечить планирование, разработку и руководство конкретными проектами через людей, которые ею вооружены соответствующими знаниями и опытом. К числу таких лиц можно отнести и людей, которые разрабатывают и осуществляют проекты: модернизации существующей, создания рыночной, информационной, инновационной и прочих систем; строительства индустриальных, постиндустриальных и т.п. обществ. Для этого они и создают предпосылки и условия, которые позволяют развивать другие отрасли познания. Для этого они используют научные результаты в форме готовых знаний и опыта для разработки и осуществления своих собственных инновационных и других экономических проектов. Именно по этой причине, как я полагаю, экономическая наука и заслуживает быть названной Царицей всех без исключения наук. В силу всего этого можно утверждать, что хотя экономика в целом и зависит от окружающей среды, всей земной и космической природы и их законов, экономическая наука стремится учитывать их и предсказать будущее нашей общей политической и экономической жизни, но Творцом экономики выступает всё-таки сам Человек. И если законы естественных наук не зависят от воли и сознания человека, то экономические законы, имея вид действующих юридических законов и подзаконных актов, производственных, технологических и других норм, рецептов, положений и инструкций, полностью зависят от воли и сознания человека, а также от традиций, обычаев, привычек и других черт и особенностей людей и их сообществ. Поэтому экономические законы, в первую очередь, служат целям удовлетворения естественных и других потребностей человека в жизненных и других средствах, которые называются не только товарами, работами и услугами, но и благами. А значит, Проект модернизации экономики РФ должен опираться не только на новую экономическую теорию, но и на необходимые для его осуществления законы и подзаконные акты. То есть на нормативные документы, которые своевременно должны быть разработаны и приняты законодательными, исполнительными и другими органами власти и управления России.
Ограничившись этими высказываниями, хочу подчеркнуть следующее. Отсутствие именно таких и несостоятельность других теоретических положений западной экономической науки и «позволили» всем странам СНГ, в том числе и России, в переходный период перейти не к высоко-, а к малоэффективным методам планирования, а именно, к краткосрочному государственному бюджетному планированию, прогнозированию и регулированию развития своих экономик. Недавно же появившиеся стратегии развития экономик стран СНГ до 2020-2030 годов, будучи несостоятельными, не выдерживают даже никакой критики. 4. Период программы модернизации. Теперь я коротко остановлюсь на вопросах экономических расчетов, которые должны лечь в основу Проекта модернизации экономики РФ. Сейчас в России осуществляется всего лишь трехгодичное планирование федерального бюджета на основе прогнозируемых объемов ВВП и формируется Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, назначение которых известно. Кроме того, не говоря об иностранных инвестициях, можно сказать, что есть возможность инвестирования временно свободных средств государственных корпораций. Но такой принцип планирования не только не отвечает требованиям модернизации экономики РФ, но и принципам его расчетов, а также формирования, предназначению и использованию соответствующих фондов, которые могут быть созданы на основе Проекта модернизации экономики РФ. А почему? Как известно, уставы различных предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, которые имеют формы обществ и товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ и т.п., в обязательном порядке предусматривают формирование резервных фондов в определенных размерах от их чистой прибыли. Кроме того, для таких предприятий в соответствии с Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность осуществления амортизационных отчислений по нормативам, устанавливаемым самими этими предприятиями, самостоятельно. Но амортизационные отчисления, производимые в соответствии с этим кодексом, являются доходами рассматриваемых предприятий, которые не только не облагаются налогами, но еще к тому же могут быть начислены с ускоренными темпами. По этим причинам Проект модернизации экономики России должен предусматривать создание института (например, под руководством Председателя правительства РФ), который бы занимался формированием общенационального инвестиционного фонда. Такого общенационального инвестиционного фонда, который был бы сформирован за счет амортизационных отчислений, чистой прибыли и резервных фондов этих предприятий, а также за счет весомой части соответствующих резервных и других фондов федерального, региональных и других бюджетов. Фонда, который будет использован для осуществления не только реализации самого этого Проекта модернизации экономики РФ, но и для ее превращения в инновационную экономику на принципах диверсификации. Для того, чтобы успешно развивался малый и средний бизнес необходимо создать, на мой взгляд, еще и такой институт или учреждение, которое служило бы целям облегчения выдачи этой сфере бизнеса гарантий и поручительств на получение банковских кредитов, а также кредитов, выделяемых на приобретение основных средств на условиях финансового лизинга. Причем уставный фонд такого учреждения в размере около 300-400 млрд. рублей, как я полагаю, может быть сформирован за счет средств, выделяемых из Резервного фонда государства. Аналог такого фонда существует, например, в США. Анализ, который я проводил еще в начале 90-х годов прошлого века [2], показал, что период планирования в 6 лет является для национальной экономики любой страны оптимальным. Поэтому я бы рекомендовал заложить в Проект модернизации экономики России 6-летние планы, установив срок их полного осуществления, скажем, в 12 лет, начиная, например, с 2010 года. Или еще лучше с 2011 года, совпадающего, по моим расчетам, с началом следующего экономического цикла [2, с.149]. При желании можно разработать рассматриваемый Проект и на более длительный срок, предусмотрев его корректировку после завершения каждого 6-летнего этапа его реализации. Но откуда появилась цифра периода планирования в 6 лет? Как известно, такие средства электроники, как, например, персональные компьютеры, сотовые телефоны, фотоаппараты и другие устройства, в современном мире физически могут служить длительное время, но в течение нескольких лет морально устаревают. Нечто подобное можно установить, наблюдая, например, и за роботизированным производством какой-либо техники, легковыми и грузовыми автомобилями. Но здания и сооружения служат очень долго, иногда десятками, а иногда и сотнями лет. Поэтому такие основные средства имеют соответствующие нормы амортизации, по истечении которых можно списать их с балансов предприятий, сдавая часть из них на металлолом. Здания и сооружения с соответствующим оборудованием надо направить или под капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, или под снос с утилизацией оборудования. При этом их нормы амортизации могут находиться в пределах, скажем, от 5 до 20% в год. В масштабе всей экономики страны или на уровне макроэкономики агрегированная величина нормы амортизационных отчислений составляет около 16,6% от совокупной стоимости основных средств. Отсюда и получится 6 лет (100:16,6=6) планового периода, который можно гармонично накладывать на волны экономических циклов таким образом, чтобы он не вызывал резонанса, приводящего к кризисным явлениям. Поэтому по окончании каждого такого периода необходимо полностью заменить все морально и физически устаревшие основные средства на новые или модернизировать их. В противном случае страна может скатиться в полосу неминуемых экономических и политических кризисов, как это было, например, с Советским Союзом. Такая ситуация отчасти продолжает сохраняться до сих пор в постсоветских странах, в том числе в России. Конечно, можно установить и другие сроки планового периода, например, в 3, 4 или 5 лет. Но они, по моим расчетам, не являются оптимальными и соответствующим образом не накладываются на обнаруженные циклы. Если же кто-то докажет оптимальность периода планирования, например, в 5 лет, как это было в недавней нашей общей истории, не боясь этого и без всяких предубеждений можно принять и такой вариант. Но все это должно быть серьезно обосновано. Исходя из анализа подобных ситуаций, выявленных на основе построенных мною моделей, я в своей книге, опубликованной еще в 1995 году, давал соответствующие экономические прогнозы [2, с. 149]. Согласно им 2010-2011 годы являются для мировой экономики и для России благоприятными. При этом хочется особо подчеркнуть, что разработка и осуществление такого Проекта модернизации с формированием предлагаемого общенационального инвестиционного фонда может ускорить развитие экономики РФ, позволив ей в ближайшей перспективе в несколько раз увеличить национальное производство и догнать по уровню жизни населения передовые страны мира. В рамках данной темы хотелось бы обратить внимание читателя на девиз «Догнать и перегнать Америку!», поскольку эта идея может стать наподобие «американской мечты», т.е. национальной идеей для России хотя бы на ближайшую перспективу или даже, скажем, лет на 20-30. В противном случае опять придется двигаться вперед вслепую путем проб и ошибок, не позволяющих бросить взгляд не только на ближайшее и более отдаленное будущее социально-экономического развития России, но и своевременно догнать индустриально развитые страны по показателям уровня и качества жизни их населения. А это, как известно, чревато не только с нежелательными социально-экономическими, но и политическими последствиями… Лично я как экономист, который следит за развитием экономики России, и как простой человек, имеющий в России много друзей, и которому не безразлична ее судьба, более чем уверен в следующем: если Россия в короткие сроки разработает и ускоренными темпами осуществит такой Проект модернизации своей экономики, то она обязательно добьется огромных успехов. А потому… Вперед Россия! Вперед к великому и светлому будущему!
ЛИТЕРАТУРА
1. Нарышкина А. Почему мы такие бедные// «Известия науки», 10.04.2003 (http://www.inauka.ru/economics/article30968.html). 2. Абдуллаев Р. Интеллектуальный мир, модель экономического пространства и законы идеальной экономики/ Ред. В.М.Макосий. М: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1995. 3. Пятерка к 2020 году// «Время новостей», 25.12.2007. 4. Волохова В. Рейтинг стран по уровню жизни (rating.rbc.ru/article.shtml?2006/11/29/31275053). 5. Кому на Земле жить хорошо// «Неделя», №3561, 27.08.2004 (http://www.rg.ru/2004/08/27/uroven-gizni.html). 6. Средний рост ВВП по странам СНГ за 2008г. составил 5%// РосБизнесКонсалтинг (top.rbc.ru/economics/04/02/2009/278343.shtml).
Постоянный адрес статьи: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/175532/
|
|